Форменная одежда и знаки различия работников Министерства автомобильного транспорта УССР (1986 г.)

Форменная одежда и знаки различия утверждены Приказом Министерства автомобильного транспорта УССР № 110 от 15.05.1986 г.

Мужской комплект

Женский комплект

ПРАВИЛА ношения форменной одежды работниками министерства

Право на ношение форменной одежды имеют все работники центрального аппарата, организаций, предприятий, управлений и объединений Министерства автомобильного транспорте УССР, независимо от занимаемой должности.

Форменная одежде устанавливается повседневная и парадно-выходная и делится на летнюю и зимнюю.

Повседневная форма одежды носится при исполнении служебных обязанностей, парадно-выходная - в дни праздников, торжеств и в нерабочее время.Разрешается ношение повседневной форменной одежды в нерабочее время.

Дата перехода на летнюю и зимнюю формы одежды устанавливается приказом начальника областного автоуправления. Для учреждений, предприятий н организаций Министерства автомобильного транспорта УССР, расположенных в г. Киеве, эти сроки устанавливаются приказом Министра.

Запрещается совмещать предметы форменной и гражданской одежды; носить форменную одежду o санаториях, домах отдыха и больницах; держать в карманах крупные предметы, нарушающие внешний вид форменной одежды, а также носить работниками, одетыми o форму, небрежно упакованные и крупные предметы.

Начальники облавтоуправлений, областных объединений автостанций, автотранспортных предприятий, транспортно-экспедиционных предприятий, автостанций, трансагентств и других предприятий и организаций Министерства обязаны организовать перед заступлением на работу осмотр одежды подчиненных, а в целях поддержания образцового внешнего вида и ухода за форменной одеждой во время работы оборудовать помещение или хозуголок для приведения форменной одежды в порядок.

Лица, нарушающие правила ношения форменной одежды и знаков различия, привлекаются к дисциплинарной ответственности.

При ношении предметов форменной одежды соблюдаются общепринятые нормы.

Шапка-ушанка и фуражка носится так, чтобы козырек фуражки находился на уровне бровей, а нижний кран шапки-ушанки - не расстоянии одного-двух пальцев выше бровей.

Центр кокарды или автомобильной эмблемы должен находиться над переносицей. Ношение шапки-ушанки с опущенными наушниками разрешается при температуре ниже 15o С. При опущенных наушниках концы тесьмы должны быть завязаны под подбородком, при поднятых наушниках завязанные концы тесьмы заправляются под наушники.

Женские головные уборы и береты надеваются с небольшим наклоно в правую сторону так, чтобы их нижний край находился на уровне верхнего правого уха. Кокарда прикрепляется по центру головного убора.

На шапках-ушанках, фуражках младшего и среднего начальствующего состава, беретах и вcex женских головных уборах носится кокарда. На фуражках старшего и высшего начальствующего составе носится автомобильная эмблема.

Пальто, полупальто, плащ застегиваются на правую (для женщин на левую) сторону на всe пуговицы. Пуговицы на пальто и кителе должны быть ярко начищеными. Клапана карманов на пальто и кителе должны быть вынуты наружу.

Верхняя белая сорочка (женская блузка) должна быть однотонной, гладкой выработки.

Шарф, перчатки, носки, туфли и ботинки (сапоги) зимние, приобретаемые за наличный расчет централизованно или через торговую сеть самостоятельно, должмы быть черного цвета.

В районах с жарким климатом разрешается носить облегченную обувь черного цвета с носками для мужчин и без чулок (колготок)- женщинам. Ношение на форменной одежде орденов, медалей, лент орденов и медалей и нагрудных знаков, кому они положены, является обязательным.

Форменная одежда мужчин

Костюм для водителей и линейного персонала. Выполняется из полушерстяной ткани темно-синего цвета. Состоит из кителя и брюк.

Китель однобортный. Силуэт полуприлегающий. По переду три прорезных кармана: нагрудный с декоративной планкой и два боковых с фигурными клапанами. Застежка на три форменные пуговицы большого размера. Полочка с вертикальной вытачкой и внутренним карманом. Борта закруглены. Воротник, лацканы и низ пиджака отделаны декоративной строчкой. Шов посередине спинки заканчивается отдетной шлицей. Рукав втачной, двухшовный со шлицей по локтевому шву и двумя форменными отделочными пуговицами малого размера.

Брюки прямые, без манжет, с двумя боковыми (с подрезным бочком) и одним задним карманами. Ширина низков брюк 28 см. Пояс обработан корсажной лентой с шестью шлевками для ремня.

Костюм для инженерно-технических работников. Выполняется из шерстяной ткани темно-синего цвета. Состоит из кителя и брюк.

Китель однобортный. Силуэт полуприлегающий. По переду три прорезных кармана: нагрудный с декоративной планкой и два боковых с фигурными клапанами. Застежка на три форменные пуговицы большого размера. Полочка с вертикальной вытачкой и внутренним карманом. Борта закруглены. Воротник, лацканы и низ пиджака отделаны декоративной строчкой. Шов посередине спинки заканчивается отдетной шлицей. Рукав втачной, двухшовный со шлицей по локтевому шву и двумя форменными отделочными пуговицами малого размера.

Брюки прямые, без манжет, с двумя боковыми (с подрезным бочком) и одним задним карманами. Ширина низков брюк 28 см. Пояс обработан корсажной лентой с шестью шлевками для ремня.

Куртка летняя для инженерно-технических работников. Выполняется из шерстяной ткани серого цвета.

Куртка однобортная. Спинка куртки на кокетке. Силуэт полуприлегающий. Застежка на четыре форменные пуговицы малого размера. На куртке спереди три прорезных кармана: нагрудный и два боковых. Прорези боковых карманов выполнены с наклоном. Все карманы отделаны декоративными планками. Низ куртки на поясе. Рукав втачной, двухшовный, на манжете с одной форменной пуговицей малого размера. Воротник, борта, манжеты, планки прорезных карманов, рельефы на полочке и на спинке, пояс куртки отделаны декоративной строчкой.

На плечевых швах прикреплены шлевки для крепления наплечных планок со знаками различия.

Костюм летний для водителей. Выполняется из джинсовой ткани ("Орбита") темно-синего цвета. Соcтоит из куртки и брюк.

Куртка однобортная, внизу на поясе.Застежка на четыре форменные пуговицы малого размера. Пояс застегивается на одну из них. Спереди куртка имеет нагрудный прорезной карман и два боковых прорезных кармана, с наклонными прорезями. Все три кармана отделаны планками. Спинка куртки на кокетке. Рукав втачной, двухшовный, на манжете, с застежкой на одну форменную пуговицу малого размера. Воротник, борта, манжеты, планки прорезных карманов, рельефы на полочках и на спинке, пояс куртки отделаны декоративной строчкой. На плечевых швах прикреплены две шлевки для крепления наплечных планок со знаками различия.

Брюки прямые на поясе. На передней стороне брюк прорезные карманы с наклонными отделочными планками. Ширина низков брюк 28 см. Пояс брюк отстрочен декоративной строчкой. На поясе шесть шлевок для ремня.

Сорочка верхняя форменная. Выполняется из шелковой ткани ("Ольховка") темно-серого цвета. Силуэт прямой. Застежка на семь пуговиц. Притачной пояс застегивается на две пуговицы. На полочках вытачка и два накладных кармана с клапанами, на пуговицах. Спинка на кокетке. Рукав втачной, одношовный, с манжетой и одной пуговицей.Воротник отложной, с тупыми концами. Карманы, манжеты и пояс отделаны декоративной строчкой.Летняя сорочка - с коротким рукавом, край которого также отделан декоративной строчкой.

Над плечевыми швами пришиты шлевки для крепления наплечных знаков различия.

Плащ-пальто. Выполняется из плащевой водоотталкивающей ткани темно-синего цвета. Плащ прямого покроя, с потайной застежкой на три пуговицы, с вертикальными прорезными наружными и внутренними карманами и поясом. Шов посередине спины заканчивается шлицей. Рукав втачной одношовный. Локтевой шов заканчивается шлицей, на которой пришиваются две форменные пуговицы малого размера. Воротник отложной, с острыми концами. Воротник, лацканы, полочка, карманы и низ изделия отделаны декоративной строчкой.

Пальто. Выполняется из драпа (типа "Витязь") темно-синего цвета. Пальто двубортное, демисезонное. Силуэт прямой, застежка на три форменных пуговицы большого размера, на левой полочке три отделочные форменные пуговицы такого же размера. Спереди вертикальные вытачки и прорезные карманы с клапанами. Воротник, лацканы, полочки, клапаны и них изделия отделаны декоративной строчкой. Шов посередине спинки заканчивается шлицей. На спинке хлястик, состоящий из трех частей, с двумя отделочными форменными пуговицами большого размера. Рукав втачной, со шлицей в локтевом шве и двумя отделочными форменными пуговицами малого размера. Воротник отложной с острыми концами. Подкладка утепленная стеганая, с двумя внутренними карманами.

Полупальто для водителей. Выполняется из водоотталкивающей ткани ("Листопад") темно-синего цвета. Полупальто прямого покроя, однобортное, с застежкой типа "молния" и четырьмя пуговицами. Спинка сшивная. Полочки и спинка на кокетке. Спереди накладные карманы с клапанами. На каждом клапане в передней его части по одной пуговице. Клапан каждого кармана удлинен над карманом и имеет потай, через который проходит пояс с пряжкой. На левой полочке с внутренней стороны карман с застежкой типа "молния". Рукав втачной, двухшовный с отделочным хлястиком, вшитым в передний шов. Другой конец хлястика закреплен пуговицей. Воротник отложной с острыми концами. Над плечевыми швами пришиты по две шлевки для крепления наплечных планок со знаками различия. Полупальто, кроме обычной подкладки, имеет подстежку из искусственного меха черного цвета и съемный воротник из цигейки того же цвета. Накладные карманы, пояс и низ изделия отделаны декоративной строчкой.

Фуражка форменная для водителей и линейного персонала. Выполняется из той же ткани, что и форменный костюм. Состоит из овального донышка, четырех дугообразных клиньев, прямого цельного околыша из черного сукна, черного лакированного козырька и раздвижного подбородного с двумя шлевками ремешка, прикрепленного двумя малыми форменными пуговицами к околышу. На фуражке кант темно-синего цвета, соединяющий донышко с клиньями.

Фуражка форменная для инженерно-технических работников. Выполняется из той же ткани, что и форменный костюм. Состоит из овального донышка, четырех дугообразных клиньев, прямого цельного околыша из черного бархата, черного лакированного козырька с золотым шнуром, прикрепленного двумя малыми форменными пуговицами к околышу. На фуражке кант темно-синего цвета, соединяющий донышко с клиньями.

Форменный берет. Выполняется из той же ткани, что и костюм. Посередине берета - шов. Можно приобрести в торговой сети, при условии соответствия форменному образцу (специальная фетровая или беретная ткань темно-синего цвета в тон костюма).

Козырек парадно-выходной форменной фуражки высшего начальствующего состава 18 - 14-й категорий. Черный лакированный козырек парадно-выходной форменной фуражки высшего начальствующего состава с 18 по 14 должностные категории имеет по краю шитье, выполненное золотой канителью. Орнамент шитья представляет собой две гирлянды из листьев лавра, расположенные навстречу друг другу. Над козырьком малыми форменными пуговицами с гербом СССР крепится двойной витой шнур. Шнур выполнен из золотой канители. Для повседневной носки козырек фуражки шитья не имеет.

Козырек парадно-выходной форменной фуражки старшего начальствующего состава 13 - 9-й категорий. Черный лакированный козырек парадно-выходной форменной фуражки старшего начальствующего состава с 13 по 9 должностные категории по краю украшен орнаментом из металла, анодированного под золото. Орнамент представляет собой две гирлянды из листьев лавра, расположенные навстречу друг другу. Над козырьком малыми форменными пуговицами со стилизованной буквой "А" крепится двойной витой шнур. Шнур выполнен из золотой канители. Для повседневной носки козырек металлического орнамента не имеет.

Форменная шапка-ушанка для высшего начальствующего состава. Выполняется из меха (каракуля) черного цвета. Верх шапки - из кожи черного цвета. Подкладка - стеганая, на вате. На концах наушников - завязки из тесьмы черного цвета. Спереди по центру шапки-ушанки прикрепляется кокарда.

Форменная шапка-ушанка. Для всех категорий работников Министерства (кроме высшего начальствующего состава) форменная шапка-ушанка выполняется из меха (цигейки) черного цвета, верх шапки - из кожи черного цвета. Подкладка - стеганая, на вате. На концах наушников - завязки из тесьмы черного цвета. Спереди по центру шапки-ушанки прикрепляется кокарда.

Туфли закрытые, на шнурках, каблук низкий, из кожи черного цвета. В зимнее время разрешается носить утепленные ботинки черного цвета.

Форменная одежда женщин

Костюм для водителей и линейного персонала. Выполняется из полушерстяной ткани темно-синего цвета. Состоит из кителя и юбки.

Китель однобортный. Силуэт полуприлегающий. По переду три прорезных кармана: нагрудный с декоративной планкой и два боковых с фигурными клапанами. Застежка на три форменные пуговицы большого размера. Полочка с вертикальной вытачкой и внутренним карманом. Борта закруглены. Воротник, лацканы и низ кителя отделаны декоративной строчкой. Шов посередине спинки заканчивается отлетной шлицей. Рукав втачной, двухшовный со шлицей по локтевому шву и двумя форменными пуговицами малого размера.

Юбка четырехшовная, расширенная книзу. Пояс юбки на корсаже. Застежка типа "молния" в левом боковом шве.

Костюм для инженерно-технических работников. Выполняется из шерстяной ткани темно-синего цвета. Состоит из кителя, жилета и юбки.

Китель однобортный, силуэт полуприлегающий. По переду три прорезных кармана: нагрудный с декоративной планкой и два боковых с фигурными клапанами. Застежка на три форменные пуговицы большого размера. Полочки с вертикальной вытачкой и внутренним карманом. Борта закруглены. Воротник, лацканы и низ кителя отделаны декоративной строчкой. Шов посередине спинки заканчивается отлетной шлицей. Рукав втачной, двухшовный со шлицей по локтевому шву и двумя отделочными форменными пуговицами малого размера.

Юбка четырехшовная, расширенная книзу. Пояс юбки на корсаже. Застежка типа "молния" в левом боковом шве. Жилет выполнен из того же материала, что и китель с юбкой.

Жилет для инженерно-технических работников. Жилет для инженерно-технических работников выполняется из той же ткани, что и костюм. Застежка на четыре форменные пуговицы малого размера.В нижней части каждой полочки прорезной карман с горизонтальной прорезью, отделанной планкой. Борта, проймы, планки прорезных карманов и низ жилета отделаны декоративной строчкой.

Костюм летний для водителей. Выполняется из джинсовой ткани ("Орбита") темно-синего цвета. Состоит из куртки и брюк.

Куртка однобортная, внизу на поясе. Застежка на четыре форменные пуговицы малого размера. Пояс застегивается на одну из них. Спереди куртка имеет нагрудный прорезной карман и два боковых прорезных кармана, с наклонными прорезями. Все три кармана отделаны планками. Спинка куртки на кокетке. Рукав втачной, двухшовный, на манжете, с застежкой на одну форменную пуговицу малого размера. Воротник, борта, манжеты, планки прорезных карманов, рельефы на полочках и на спинке, пояс куртки отделаны декоративной строчкой. На плечевых швах прикреплены две шлевки для крепления наплечных планок со знаками различия.

Брюки прямые, на поясе. На передней стороне брюк прорезные карманы с наклонными отделочными планками. Ширина низков брюк 18 см. Пояс брюк отстрочен декоративной строчкой. На поясе шесть шлевок для поясного ремня.

Блузка форменная. Выполняется из шелковой ткани ("Ольховка") темно-серого цвета. Силуэт прямой. Застежка на семь пуговиц. Притачной пояс застегивается на две пуговицы. На полочках вытачки и два накладных кармана с клапанами на пуговицах. Спинка на кокетке, рукав втачной, одношовный, с манжетой и одной пуговицей. Воротник отложной, с тупыми концами. Карманы, манжеты, пояс отделаны декоративной строчкой. Летняя сорочка - с коротким рукавом, край которого отделан также декоративной строчкой. Над плечевыми швами пришиты шлевки для крепления наплечных знаков различия.

Плащ-пальто. Выполняется из плащевой водоотталкивающей ткани темно-синего цвета. Плащ-пальто прямого покроя, с потайной застежкой на три пуговицы, вертикальными прорезными наружными и внутренними карманами и поясом с пряжкой. Шов посередине спины заканчивается шлицей. Рукав втачной одношовный. Локтевой шов заканчивается шлицей, на которой пришиваются две форменные пуговицы малого размера. Воротник отложной, с острыми концами. Воротник, лацканы, полочки, карманы и низ изделия отделаны декоративной строчкой.

Пальто. Выполняется из драпа (типа "Витязь")темно-синего цвета. Пальто однобортное. Силуэт полуприлегающий. Застежка на четыре форменные пуговицы большого размера. Полочка с подрезным бочком и рельефной строчкой, двумя прорезными карманами и клапанами. Борта и клапаны отделаны декоративной строчкой. Шов посередине спины заканчивается шлицей. На спинке хлястик, состоящий из трех частей, с двумя отделочными форменными пуговицами большого размера. Рукав втачной, двухшовный. Плечевой шов заканчивается шлицей. На шлице две отделочные форменные пуговицы малого размера. Воротник отложной с острыми концами, отделан декоративной строчкой. Подкладка, утепленная стеганая с двумя внутренними карманами.

Полупальто для водителей. Выполняется из водоотталкивающей ткани темно-синего цвета.

Полупальто прямого покроя,однобортное, с застежкой типа "молния" и четырьмя пуговицами.Спинка сшивная. Полочки и спинка на кокетке. Спереди накладные карманы с клапанами. На каждом клапане в передней его части по одной пуговице. Клапан каждого кармана удлинен над карманом и имеет потай, через который проходит пояс с пряжкой. На левой полочке с внутренней стороны карман с застежкой типа "молния". Рукав втачной, двухшовный с отделочным хлястиком, вшитым в передний шов. Другой конец хлястика закреплен пуговицей. Воротник отложной с острыми концами. Над плечевыми швами пришиты по две шлевки для крепления наплечных знаков различия. Полупальто, кроме обычной подкладки, имеет подстежку из искусственного меха черного цвета и съемный воротник из цигейки того же цвета. Накладные карманы, пояс и низ изделия отделаны декоративной строчкой.

Форменный берет. Выполняется из той же ткани, что и костюм. Посередине берета - шов. Можно приобрести в торговой сети, при условии соответствия форменному образцу (специальная фетровая или беретная ткань темно-синего цвета в тон костюма). Спереди крепится кокарда. Шляпа форменная летняя. Выполняется из фетровой ткани темно-синего цвета. Спереди небольшой козырек, над которым по центру крепится кокарда. Шляпа форменная зимняя. Выполняется из меха (цигейки) черного цвета. Состоит из четырех клиньев, с отворотом спереди. Над отворотом по центру крепится кокарда.

Туфли. Закрытые, на пряжке. Каблук низкий, подошва кожаная или из пористой резины. Цвет - черный. В зимнее время разрешается носить сапоги черного цвета.

Предметы форменной одежды общего назначения

Перчатки. Вязаные из шерстяной пряжи с синтетикой или кожаные, черного цвета.

Галстук. Форменный галстук типа "Регат" выполняется из галстучной ткани темно-синего цвета. Узел галстука изготавливается фабрикой. Внутри узла проходит тесьма, заканчивающаяся с обеих сторон резиновой тканью с застежкой.

Эмблема автомобильная большая. Эмблема автомобильная большая, размером по горизонтали 70 мм и по вертикали 12 мм изготавливается из металла, анодированного под золото. Крепится на правой полочке кителя, летней куртки инженерно-технического состава, джинсового костюма водителя, женском жилете на уровне верхнего обреза нагрудного прорезного кармана, а также на тулье фуражки. Для высшего начальствующего состава вышивается золотой канителью.

Эмблема автомобильная средняя. Эмблема автомобильная средняя, размером по горизонтали 40 мм и по вертикали 10 мм изготавливается из металла, анодированного под золото. Крепится на нарукавных клапанах для знаков различия. Для высшего начальствующего состава вышивается золотой канителью.

Эмблема автомобильная малая. Эмблема автомобильная малая, размером по горизонтали 26 мм и по вертикали 7 мм изготавливается из металла, анодированного под золото. Крепится на наплечных планках для знаков различия. Для высшего начальствующего состава вышивается золотой канителью.

Кокарда автомобильная. Кокарда автомобильная изготовляется из металла, анодированного под золото. Носится на всех женских головных уборах, на шапках-ушанках, беретах и фуражках младшего и среднего начальствующего состава.

Эмблема автомобильная фуражечная, для высшего и старшего начальствующего состава. Эмблема автомобильная фуражечная изготавливается из металла,анодированного под золото. Носится на фуражках старшего и высшего начальствующего состава.Для высшего начальствующего состава обрамление вокруг кокарды вышивается золотой канителью.

Пуговицы форменные. Пуговицы форменные диаметром 22 и 14 мм изготавливаются из металла, анодированного под золото. Для высшего начальствующего состава на пуговицах выштампован герб СССР, для всех остальных - стилизованная буква "А".

Орнамент на воротнике кителя высшего начальствующего состава 18-16-й должностных категорий включительно. На воротнике кителя высшего начальствующего состава 18-16-й должностных категорий включительно вышивается золотой канителью веточка лавра из девяти лепестков размером: ширина- 16 мм, длина - 55 мм.

Петлицы для высшего начальствующего состава 18-16-й должностных категорий включительно. На зимнем пальто и плащ-пальто высшего начальствующего состава 18-16-й должностных категорий включительно носятся петлицы размером: ширина 32 мм, длина 70 мм. Угол наклона короткой стороны петлицы 20°. На петлице золотой канителью вышивается веточка лавра того же размера, что и на кителе.

Орнамент на воротнике кителя высшего начальствующего состава 15-й и 14-й должностных категорий. На воротнике кителя высшего начальствующего состава 15-й и 14-й должностных категорий вышивается золотой канителью веточка лавра из семи лепестков размером: ширина -16 мм, длина - 45 мм.

Петлицы для высшего начальствующего состава 15-й и 14-й должностных категорий. На зимнем пальто и плащ-пальто высшего начальствующего состава 15-й и 14-й должностных категорий носятся петлицы размером: ширина - 32 мм, длина - 70 мм. Угол наклона короткой стороны петлицы 20°. На петлице золотой канителью вышивается веточка лавра того же размера, что и на кителе.

Носки (чулки). С форменной одеждой мужчинам разрешается носить носки черного цвета из шерсти или шелковых и других облегченных волокон (в зависимости от времени года). Женщинам - чулки (колготки)черного или телесного цветов. В летнее время женщинам разрешается носить обувь без чулок (колготок).

Шарф. В прохладное время года к пальто, полупальто разрешается носить шарф черного цвета из шерсти или шелка и других облегченных волокон.

Зажим для галстука. Разрешается носить зажим для галстука, выполненный из металла, анодированного под золото.

ОПИСАНИЕ нарукавных и наплечных знаков различия работников Министерства автомобильного транспорта Украинской ССР

Для начальствующего состава Министерства автомобильного транспорте Украинской ССР устанавливаются нарукавные и наплечные знаки различия, которые носятся по должностному признаку.

Нашивные нарукавные знаки различия носятся не верхней одежде, съемные - на верхних сорочках и блузках, джинсовых костюмах и куртках, полупальто водителей.

В качестве знаков различия используется парчовая лента золотистого цвета, из которой изготавливаются шевроны в различной комбинации. Ширина парчевой ленты, применяемой для шевронов- 6, 13-15 и 20-27 мм.

Набор шевронов для нарукавных знаков различия выполняется на ткани, из которой выполнено швейное изделие. Из ткани изготовляется два клапана, размер которых после подвертки краев по ширине равен длине шевронов - 100 мм, в по длине в зависимости от количеств нашиваемых шевронов.

Первый шеврон нашивается на клапан на расстоянии 3 мм от нижнего предварительно подогнутого края, последующие - с промежутками между шевронами 2 мм, независимо от ширины шевронов. Концы шевронов заделываются под клапаны. Над последним шевроном сверху вышивается или прикрепляется нарукавная эмблема так, чтобы между шевроном м нижней частью эмблемы было расстояние 3 мм. После этого материал клапана подгибается так, чтобы от верхней части нарукавной эмблемы до подгиба осталось поле шириной 5 мм. Верхний подгиб клапана отделывают шнуром из золотой канители шириной 2 мм.

На нарукавных знаках различия Министра и его заместителей вокруг нарукавной эмблемы вышивается золотой канителью орнамент из лавровых листьев.

Знаки различия из угловых шевронов имеют угол 135o. Длина сторон угла ограничивается вертикальными сторонами клапана шириной 100 мм, на которой нашивается необходимое количество шевронов углом вниз так, чтобы вершина угла проходила посередине клапана. Расположение нарукавной эмблемы на клапане с угловыми шевронами дано на соответствующих рисунках.

Клапаны с набором шевронов пришивают к внешней стороне рукава швейного изделия на расстоянии 10 см от нижнего края.

Наплечные знаки изготавливаются из той же ткани, что и изделие. Ширина наплечных знаков 50 мм, длина - в зависимости от размера и роста изделия. На тыловой стороне наплечного знака имеется приспособление дня крепления к изделию. Около воротника наплечный знак закрепляется форменной пуговицей малого размера.

Для высшего начальствующего состава 18-14-й должностных категории включительно наплечные знаки изготавливаются из специальной ткани.

Шевроны на наплечные знаки нашиваются по тем же правилам, что и нарукавные. Между пуговицей, крепящей наплечный знак, и крайним верхним шевроном прикрепляется наплечная эмблема, аналогичная нагрудной, размером 26 мм по горизонтали, на расстоянии 20 мм от пуговицы. На наплечных знаках Министра и его заместителей вокруг наплечной эмблемы вышивается орнамент из лавровых листьев золотой канителью.

Не правой полочке кителя не уровне верхнего края левого нагрудного кармана носится нагрудный автомобильный знак длиной по горизонтали 70 мм.

На воротнике верхней форменной одежды высшего начальствующего состава 18-14-й должностных категорий прикрепляются петлицы. На поле петпиц канителью вышиваются ветки лавра с девятью листьями для Министра и его заместителей и с семью - для остального высшего начальствующего составе по 14-ю должностную категорию включительно.

Вверху на тулье фуражки крепится автомобильный знак, аналогичный нагрудному, а ниже его - для высшего начальствующего состава (по 14-ю должностную категорию включительно) - эмблема автомобильная из кокарды и зопотого шитья из лавровых листьев, выполненных золотой канителью, для старшего и среднего начальствующего состава - эмблема автомобильная из металла, анодированного под золото; для младшего начальствующего состава - кокарда.

На козырьке форменной фуражки высшего начальствующего состава (по 14-ю должностную категорию включительно) нашивается орнамент золотой канителью, а на козырьке фуражки старшего начальствующего состава крепится орнамент из металла, анодированного под золото.

На всех зимних головных уборах, беретах и женских головных уборах носится кокарда

ТАБЕЛЬ нарукавных и наплечных знаков различия по должностным категориям для работников Министерства

ДОЛЖНОСТНЫЕ КАТЕГОРИИЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ
Высший начальствующий cостав
18Два шеврона шириной 20 мм и два шеврона шириной 13 мм
17Два шеврона шириной 20 мм и один шеврон шириной 13 мм
16Два шеврона шириной 20 мм
15Один шеврон шириной 20 мм и два шеврона шириной 13 мм
14Один шеврон шириной 20 мм и один шеврон шириной 13 мм
Старший начальствующий cостав
13Один шеврон шириной 27 мм
12Четыре шеврона шириной 13 мм
11Три шеврона шириной 13 мм
10Два шеврона шириной 13 мм
9Один шеврон шириной 13 мм
Средний начальствующий cостав
8Четыре шеврона шириной 6 мм
7Три шеврона шириной 6 мм
6Два шеврона шириной 6 мм
5Один шеврон шириной 6 мм
Младший начальствующий cостав
4Четыре угловых шеврона шириной 6 мм
3Три угловых шеврона шириной 6 мм
2Два угловых шеврона шириной 6 мм
1Один угловой шеврон шириной 6 мм

Нарукавные и наплечные знаки различия по должностным категориям